Вторник, 24.10.2017, 03:19
Приветствую Вас Гость | RSS




    



















 Праздники России

Школа будущего первоклассника

Развивающие занятия для детей дошкольного возраста (Школа будущего первоклассника)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе - это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.

      В нашем образовательном учреждении МБОУ «СОШ №2»  г. Усинска эти задачи решаются на развивающих занятиях для детей дошкольного возраста («Школа будущего первоклассника»). Развивающие занятия для детей дошкольного возраста («Школа будущего первоклассника») проходят один раз в неделю  для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.

     Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др.  Данная программа рекомендована Министерством образования России.

      Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования - это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.

В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:

 - от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;

- от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;

- от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

- от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
      Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.
      Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.
      Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.

Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.

Концепция базируется на следующих принципах:

- непрерывности развития ребенка;

- общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;

- развития творческих способностей у детей;

- развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;

- развития и укрепления здоровья личности;

- развития духовно-нравственных убеждений личности;

- развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

- преемственности между учащимися, учащимися и родителями (законными представителями).
      Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:

- ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;

- создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;

- организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;

- подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;

- обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
      В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.

Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
      Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.

Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.

Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного  возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.

В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель - подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.

      Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе. Эта модель реализуется в группах кратковременного пребывания в МБОУ «СОШ №2» г. Усинска.

      В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;

- сохранение здоровья дошкольников.

Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
      Основными принципами подготовки к обучению являются:

- единство развития, обучения и воспитания;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- комплексный подход;

- систематичность и последовательность;

- вариативность и вариантность;

- сознательность и творческая активность;

- наглядность;

- доступность и достаточность.

В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
      Основными задачами подготовки к обучению являются:

- охрана и укрепление здоровья;

- развитие психических функций и качеств личности;

- обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе.

         Ступень подготовки к обучению выступает как самостоятельный законченный блок. Переходная ступень обеспечивает преемственность в развитии и образовании дошкольного и начального обучения. Подготовка к обучению включает довольно разнообразное содержание, целью которого является развитие ребенка.
      Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.

В нашем МБОУ «СОШ №2» г. Усинска  развивающие занятия для детей дошкольного возраста («Школа будущего первоклассника») включают следующие разделы: «Речевое развитие», «Развитие математических способностей», «Зелёная тропинка», «Искусство и культура».

Подготовка детей к школе начинается с 1 октября и длится до 30 апреля.
     Занятия ведут учителя:

 - Мажаева Татьяна Николаевна – учитель высшей категории;

 - Малова Валентина Григорьевна - учитель высшей категории;

 - Барабаш Лилия Глюмовна – учитель первой категории;

 - Ахмедьянова Замиля Гильмутдиновна – психолог школы, высшая категория 

Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятий 30 минут с 5-10-минутными перерывами.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с помощью комплекта пособий, подготовленных к  программе «Преемственность».
 

Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
 



Поиск
Войти Зарегистрироваться
^ Наверх ^