Вторник, 24.10.2017, 03:19
Приветствую Вас Гость | RSS




    



















 Праздники России

ОРКСЭ

Введение комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"

(далее - курс ОРКСЭ)

Вопросы и ответы.

1. Обязателен ли данный учебный предмет для изучения в четвертом классе?

      Курс "ОРКСЭ" является обязательным учебным предметом в четвертом классе, его изучение вводится во всех общеобразовательных учреждениям Российской Федерации с 1 сентября 2012 года, 1 час в неделю.

2. Можно выбрать для изучения несколько модулей курса "ОРКСЭ" ?

       Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учета мнения родителей учащегося определять, какой модуль будет изучать ребенок.

3. Какие изменения произойдут в учебном процессе конкретного образовательного учреждения? нен будет ли изучение курса "ОРКСЭ" проводиться за счет часов по основным предметам (русакий язык, математика, иностранные языки)?.

      Учебный процесс каждого образовательного учреждения организуется вы  соответствии с учебным планом, разрабатываемым образовательным учреждением самостоятельно. Количество часов, предусмотренных учебным планом школы на изучение конкретного предмета, не может быть меньше количества часов, отведенных на изучение данного предмета федеральным базисным учебным планом.

     Кроме того, каждое образовательное учреждение имеет возможность  самостоятельно распределять не менее 10% часов учебного плана, составляющих школьный компонент. Часы школьного компонента могут быть использованы на введение дополнительных курсов, дисциплин, организацию индивидуально- групповых занятий, деление класса на подгруппы.

     В связи с изменениями базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 г. № 69 т от 01.02.2012 г. № 74) курс "ОРКСЭ"становится обязательным для изучения учащимися четвертого класса (годовая нагрузка - 34 учебных часа).

Курс "ОРКСЭ" водится в учебный процесс за счет часов школьного компонента, что не приведет к уменьшению количества уроков по другим предметам.

4. Можно ли заметить 3-й час физкультуры изучением модуля курса "ОРКСЭ"?

      В настоящее время около 70% учащихся подвержены гиподинамики. В  целях повышения двигательной активности школьников, укрепления и сохранения здоровья учащихся с 2010 года во всех классах общеобразовательных учреждениях введен третий час физической культуры.

Правильная организация образовательного процесса, распределение уроков в течение дня и учебной недели в соответствии с требованиями СанПин  положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребенка. Сокращение количества уроков физической культуры является нарушением действующего законодательства в сфере образования.

5. Как педагогам следует оформлять классный журнал по курсу "ОРКСЭ"?

      Рекомендуем в классном журнале отводить отдельную страницу, на которой писать, например: "Основы православной культуры (ОРКСЭ). Для каждой  группы, занимающейся по своему модулю, заводится отдельная страница классного журнала со своим списком детей.

      Если уроки данного модуля посещают дети из разных классов, то есть два варианта: первое - заполнять страницу классного журнала на каждого ученика или группы учеников, второе - вести отдельный журнал, как, например, оформляются журналы для кружков.

     В журнале по итогам года ставится зачет.

6. Какие учебники желательно использовать для изучения курса "ОРКСЭ"?

       В учебном процессе образовательных учреждений, подведомственных управлению образования, используются только учебники, вошедшие в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

7. Если в классе 28 человек, а 25 человек выбрали изучение модуля "Основы светской этики", а 3 человека - изучение модуля "Основы православной культуры", как делить класс и вести эти два предмета одному учителю?

       Администрации школы необходимо обеспечить изучение любого выбранного модуля (даже для одного ребенка в школе).

     При изучении курса "ОРКСЭ" класс делится на подгруппы в зависимости от выбранного родителями модуля. при этом вести разные модули (предметы) могут разные учителя в школе, а если отдельные модули (предметы) ведет один учитель, он может делать это в разное учебное время с группами учащихся.

     Расписание уроков будет составлено таким образом, чтобы уроки в каждой группе, не зависимо от её численности, проводились в соответствии с существующими требованиями. Например, это могут быть последние уроки в разные дни недели.

8. Если в одном классе будет выбрано несколько модулей, каким образом преподаватель и школа должны поступить?

     Модуль для изучения выбирают родители (законные представители). Система образования должна обеспечить этот выбор подготовленными учителями, пособиями, всем необходимым. Именно система образования в целом, а не отдельная школа. Если сразу это сделать не удастся, это будет сделано позднее, но вся система образования в городе сейчас работает и будет работать над тем, чтобы была обеспечена возможность преподавания любого числа модулей по выбору родителей в каждой школе.

     Таким образом, это не вопрос только отдельной школы и тем более отдельного учителя, преподавателя в школе.

     Возможно организация занятий для школьников по некоторым модулям даже в учебных группах детей из нескольких, например, соседних школ. Это технические, организационные вопросы, которые будет   решать система образования. Родители полностью свободны в своем выборе.

9. Может ли один учитель вести 6 модулей одновременно?

       Задача подготовки профильных специалистов решается. в Течение 2011-2012 учебного года система повышения квалификации педагогических работников позволило  обеспечить минимальное профелирование с подготовки учителя с учетом прогнозируемого выбора модулей. Например, один педагог может преподаватель  "Основы светской этики", "основы мировых религиозных культур" и еще одну из религиозных культур, которая ему ближе. Или "Основы исламской культуры" и "Основы мировых религиозных культур" и т.д. То есть учитель может преподаватель несколько модулей одновременно, а неконфессиональные модули (по этике и религиоведению), безусловно, может вести один педагог. Таким образом, соответствующая подготовка педагогов уже организована и будет продолжаться.

10. Преподавать этот учебный предмет может любой учитель школы?

     Имеют возможность  вести модули курса "ОРКСЭ" любые педагоги в школе (прежде всего, учителя - предметники по гуманитарным дисциплинам и учителя начальных классов), выражающие   желание преподавать и успешно прошедшие соответствующую подготовку. Учителя должны пройти курс повышения квалификации (не менее 72 часов), но и в дальнейшем этим педагогам необходимо будет повышать свой уровень знаний для повышения качества преподавания курса "ОРКСЭ".

11. Учитывается ли личностный статус и отношение к вере учителя, который читает модуль, ведь его отношение (принятие либо непринятие) формирует отношение ребенка?

     Конечно, предполагается, что вести модули культурологического курса "ОРКСЭ" желательно учителям, которые знают данную религиозную культуры и традицию сами. Это особенно значимо для верующих семей, которые, конечно, не желали бы, чтобы православную или исламскую культуры преподавал их детям человек, отрицательно относящийся к религии, данной конкретно традиции и даже просто равнодушный  к ней.

     Но в целом каждый учитель должен уважать право на мировоззренческие и культурные особенности последователей каждой традиционной религии, а также нерелигиозных семей, учащихся, вне зависимости от того, какой модуль он ведет сам. Такие установки получают учителя на курсах подготовки к преподаванию всех модулей курса.

12. Чем отличается модуль "Основы православной культуры" курса "ОРКСЭ" от воскресной школы?

      Модуль "Основы православной культуры" отличается от курсов в воскресных школах (аналогично при других религиозных организациях) тем, что при его изучении не проводится "обучение религии". Учащиеся просто изучают религиозную культуру, знакомятся с определенной религиозной традицией, культурой, её мировоззрением и нравственными ценностями, системой морали.

13. Правда ли, что для преподавания предмета будут привлекаться священники?

     Нет. Курс "ОРКСЭ" будут преподавать учителя школ, прошедшие соотвтетствующие курсы повышения квалификации.

     На этапе апробации курса "ОРКСЭ" в ряде регионов и в дальнейшем при его распространении на школы всех регионов России было решено, чти преподавать модули по основам религиозных культур будут только светские учителя (в смысле гражданские, обычные школьные учителя - не служители религиозных культов).

14. Обязательна ли регистрация педагогических и методических работников на сайтах информационной поддержки курса "ОРКСЭ"?

     Да, действительно, такая регистрация для педагогов и методистов обязательна. Информационная поддержка курса "ОРКСЭ" осуществляется на сайтах: http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=2056;   http://unescomsk.ru/  и    http://www.orkce.org/.

     Одновременно сообщаем, что на сайте управления образования и сайта общеобразовательных учреждениях можно так же найти всю информацию.

     Имеют возможность вести модули курса "ОРКСЭ" любые педагоги в школе, выражающие желание преподавать, успешно прошедшие соответствющую подготовку.

15. Где можно посмотреть фрагменты "живых"уроков, а не просто статистику?Где можно посмотреть поурочный список обсуждаемых тем?

         Материалы уроков есть в Интернете на сайтах, где представлены итоги апробации курса в регионах в 2009-2011 гг, в которых он преподавался. Например, на сайтах органов управления образования Тверской области, Еврейской автономной области, Калининградской, Калужской, Костромской, Курганской областей, Красноярского и Камчатского краев и т.д.

Есть также специальные сайты: портал "Открытый класс" (http://www.openclass.ru/ (Сетевые образовательные сообщества. Оказание методической и консультативной помощи педагогам, реализующим курс "Основы религиозных культур и светской  этики"), раздел на сайте издательства "Просвещение", Клуб содружества учителей ОРКСЭ).

Одновременно интересующие материалы можно найти и на федеральном специалицированном портале: http//www.orkce.org/.

16. Что родителям нужно будет купить для этого урока (тетрадь раббочая, книга для родителей, учебник)?

       Никаких дополнительных закупок учебной или дополнительной литературы по модулям курса ОРКСЭ" для семьи, родителей нее требуется.

17. Зачем в курс включены 4 модуля более глубокого изучения религий? Ведь для разговора о нравственности вполне дсотаточно базовых представлений об этике и истории мировых религий в целом?

          Углубленное изучение определенной традиционной религиозной культуры вводится в соотвтетствии с образвоательным запросом граждан России, семей, основныех традиционных религий в России и нерелигиозной части общества.

            Родители, семьи, которые заинтересованы в "общем разговоре" о нравственности действительно могут выбрать для своего ребенка изучение модуля "Основы светской этики", где не предусматривается приобщение ребенка к конкретной, определенной системе морали, нравственных ценностей.

         Но для другой части наших сограждан "общего разговора" о морали недостаточно, они выражают потребность в систематическом углубленном изучении их детьми традиционных религий народов России и соответсвующем духовно-нравственном воспитании своих детей. Этим социальным запросом и обусловлено введение преподавания в российской школе основ религиозных культур народов России - православной, ислама, буддизма, иудизма.

18. Что такое практические занятия по курсу "ОРКСЭ"?

           Практическими занятиями в методическим отношении могут быть различные уроки, занятия по модулям курса "ОРКСЭ", предусматривающие выполнение учащимися практических работ: подготовки проектов, презентаций, конкурсов, можно рассматривать  и экскурсии, которые могут входить в программу курса,  в том числе в ближайшие храмы, мечети, синагоги для ознакомления с их устройством, убранством, историей и т.п. Такие экскурсии могут проводиться с согласия родителей общим порядком, но не предусматривают "обучение религии", практического приобщения детей к исполнению религиозных обрядов, участию в богослужениях и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
 



Поиск
Войти Зарегистрироваться
^ Наверх ^